Феномен человека в современных представлениях


Буцык Анатолий Леонидович

Родился в Украине на Кировоградщине в 1944 году.
Первое увлечение - авиация, летал на истребителях и спортивных самолётах.
В 1971 году окончил факультет психологии Ленинградского госуниверситета. Защитил кандидатскую диссертацию.
Около 25 лет посвятил научно-педагогической деятельности, занимался проблемами психологии труда, психофизиологии, психологии управления в институтах Ленинграда и Киева.
Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Нынешний период деятельности связан с практической психологией и изучением феномена Сахаджа Йоги.
Являлся участником многих конференций, посвященных про-блемам психологии, медицины, саморазвития, нравственности, раз-вития человека и общества. Автор десятков публикаций, выполнен-ных по результатам исследований в этих областях.


Характерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влия-ние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют и на него самого, ускоряя его эво-люцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, сущест-венно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражает-ся в возникшем противоречии между быстро изменяющимися условиями существова-ния и свойствами самого человека. Многими специалистами утверждается, что чело-век, как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключитель-ному этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарож-дается и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются призна-ки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к из-меняющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях, как акселерация, всё более часто встречающиеся случаи сенситивных возможностей, повышение интеллек-та, воздействие на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т. д. Подобные проявления особенно вы-ражены у лиц, практикующих различные методы самореализации, приемы йоги.
Приобретение человеком новых качеств и свойств и дальнейшее развитие суще-ствующих приводит к очень серьёзным переменам и событиям, чреватым тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приведет к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И всё это неизбежно отразится на самом человеке.
Таким образом, речь идет о зарождении новой цивилизации и это уже происхо-дит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценить происходя-щее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых обще-ственных структур проходило с наименьшими потерями.
Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого будущего важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от челове-ка разумного к человеку духовному. Особый смысл в связи с этим приобретает обра-щение к практикам и духовным школам, позволяющим обеспечивать этот переход.
В последние десятилетия широкую известность приобретает сахаджа йога, де-монстрируя её преобразующее влияние на человека и окружающий его мир. Возрож-денная Шри Нирмалой Шриваставой, она позволяет теперь массо-во изменять все ас-пекты жизнедеятельности людей на всех уровнях, благодаря самореализации, дости-гаемой посредством пробуждения Кундалини.
С получением самореализации у сахаджа йога начинает работать внут-ренняя трансформация - устраняется дисбаланс, являющийся причиной всех проблем, на сме-ну ему приходит равновесие. Вибрационное осознание, способ-ствуя получению балан-са в тонком теле, нормализует состояние чакр, улучшает физическое и умственное здо-ровье, включает в работу нормы психосоциально-го поведения, устраняет старые нега-тивные привычки и способствует, в конеч-ном итоге, формированию идеальной модели поведения.
Эффект положительного влияния сахаджа йоги на физические и духов-но-нравственные аспекты человека доказан практикой, а также научными ис-следованиями во многих странах. Уникальность этого метода подтверждена и в Украине, где он быстро находит своих многочисленных сторонников.
В течение ряда лет нами с помощью специальных социально-психологических процедур изучалось влияние сахаджа йоги на жизнедеятель-ность человека в ее психо-логических, физиологических и социальных проявле-ниях. Контингент обследованных составили лица, практикующие ее в течение полугода и более. Обследовано около од-ной тысячи человек, представляющих разные города Украины. Рассмотрим основные эффекты влияния сахаджа йоги на человека.
/. Изменения в личностной сфере. Исследованию были подвергнуты изменения в личности, проявляю-щиеся в ряде отрицательных и положительных аспектов.
Установлено снижение интенсивности проявления практически всех отрица-тельных черт. Наиболее существенно подавляются ревность, агрессив-ность, бранная речь. Существенно снижается обидчивость, зависть, чрезмерное планирование. Почти в два раза сокращается количество лиц, у которых на-блюдается чувство вины, привя-занность к людям, животным, материальным благам, нетерпимость, критиканство, замкнутость, скупость.
У сахаджа йогов значительно развиваются многие положительные ка-чества, такие как чувство безопасности, уверенность, наслаждение текущим моментом, любовь ко всему, жизнерадостность и др. Наиболее выраженными чертами сахаджа йогов ста-новятся удовлетворённость жизнью, способность прощать, простота в общении, доб-рожелательность и правдивость.
2. Изменения в поведении. Исследовались особенности, которые оказывают вредное влияние на психосоматическое состояние, здоровье в целом. В связи с этим мы обратились к картине выраженности у обследованных пагубных привычек. Показано, что в сахаджа йоге существенно подавляются такие порочные увлечения, как потреб-ление алкоголя, наркотиков, крепкого кофе, пристрастие к лекарствам, курение, сексу-альные отклонения. Регулярно медитирующие сахаджа йоги пол-ностью избавляются от потребления алкоголя, курения и сексуальных отклонений.
3. Изменения в здоровье. У лиц, практикующих сахаджа йогу, сокращается почти в три раза чис-ло обращающихся в поликлинику. Наблюдается снижение подвер-женности простудным и вирусным заболеваниям - количество лиц, часто отмечающих у себя эти явления, снижается в 13 раз. Две трети обследованных зафиксировали у себя полное или частичное избавление от хронических заболеваний. Значи-тельное улучше-ние состояния здоровья отмечается уже в первые месяцы занятий.
4. Изменения в самочувствии. В сахаджа йоге существенно меняются астено-невротические проявле-ния. Снижается выраженность таких симптомов, как разочаро-вание, тоска, пес-симизм, подавленность, нарушение сна, чувство страха, жалость к се-бе, головные боли, беспокойство. У основной массы сокращается, более чем на час, продолжительность сна, у лиц же с нарушением сна она увеличивается.
Каждый четвертый сахаджа йог чувствует себя моложе, а каждый второй во-обще не ощущает свой возраст.
5. Управление стрессом. Сахаджа йога может служить эффективным методом профилактики и лечения последствий стресса. Так, установлено, что сахаджа йоги вос-принима-ют условия своей профессиональной деятельности как оказывающие на них значительно меньшее давление, менее напряженные, по сравнению с людьми, ведущи-ми традиционный образ жизни. То, что последователи сахаджа йоги воспринимают ус-ловия своей работы как менее стрессогенные, подтверждается и тем, что они более удовлетворены как самой работой, так и её организацией, менее ориентированны на конкурентную борьбу. У них ниже значения показа-телей рабочего локуса контроля, что свидетельствует о более выраженном внутреннем контроле. Сахаджа йоги эффек-тивнее купируют стрессовые состоя-ния и это находит свое выражение в том, что пси-хологические нагрузки у них положительно связаны с их здоровьем.
6. Достижения в жизни. В результате занятий сахаджа йогой происходит ряд изменений в жиз-ни, проявляющихся в явлениях общего порядка. Почти три четверти опрошен-ных фиксируют положительные изменения в их деятельности (учебной, про-фессиональной), более половины - улучшение материального положения, две трети - положительные изменения в их семьях.
В сахаджа йоге развивается целый ряд различных творческих способ-ностей (в науке, искусстве, литературе), улучшаются взаимоотношения с людь-ми, отмечается обострение интуиции, развитие внимания, памяти, проница-тельности, способность ди-агностировать и лечить других. По сравнению с кон-трольной группой сахаджа йоги отличаются более высокими оценками их жиз-недеятельности по таким обобщенным показателям как психологическое бла-гополучие и качество жизни.
С целью научного подтверждения представлений о механизмах, лежа-щих в ос-нове саморегуляции образа жизни сахаджа йогов, был выполнен фак-торный анализ ха-рактеристик их жизнедеятельности. Использовался метод ие-рархического анализа ко-соугольных факторов. Кроме группировки характери-стик в виде собственно факторов, определялись еще и связи между последни-ми. В результате были получены факторные модели адаптации к жизни для са-хаджа йогов и лиц, ведущих традиционный образ жизни (контрольная группа).
Ведущими факторами, предопределяющими выбор адекватной страте-гии пове-дения для сахаджа йогов явились фактор "баланс-уравновешенность", оэеспечиваю-щий наиболее эффективное управляющее воздействие на процессы саморегуляции, и фактор "опыт-мудрость", выполняющий системообразующую функцию, что вырази-лось в максимальном количестве его связей с другими факторами. Оба фактора обеспе-чивают устойчивость человека по отношению к негативному влиянию окружающей среды, а также эффективное взаимодейст-вие с ней.
В факторной модели лиц, ведущих традиционный образ жизни, отсут-ствует фактор " баланс-уравновешенность", а фактор "опыт", представлен при-знаками хроно-логического порядка (стаж работы, возраст), тогда как у сахаджа йогов он трансформи-руется в мудрость. Для несахаджей центральными факто-рами являются "психосомати-ческое здоровье" и "психологические нагрузки", которые, в отличие от сахаджей, свя-заны между собой отрицательно.
Таким образом, приведенные результаты ещё раз подкрепляют извест-ное в са-хаджа йоге положение о том, что положительные изменения в ней про-исходят благо-даря самореализации, позволяющей достигать состояние "пребывания в центре" (ба-ланс-уравновешенность) и получать вибрационное опознание, управляющее физиче-скими, ментальными, эмоциональными, со-циальными и духовными аспектами жизне-деятельности.
Установленные эффекты преобразующего влияния сахаджа йоги на человека, с одной стороны, и практичность, доступность, универсальность её, с другой, служат основанием для рекомендации этой уникальной йоги в целях преобразования не только отдельного человека, но и человечества в целом. Можно утверждать, что духовная система позволит человеку совершить эволюционный прыжок и с наименьшими поте-рями перейти к человеку нового вида, человеку духовному.

Сайт управляется системой uCoz