Феномен человека в современных представлениях
Буцык Анатолий Леонидович
Родился в Украине на Кировоградщине в 1944 году.
Первое увлечение - авиация, летал на истребителях и спортивных самолётах.
В 1971 году окончил факультет психологии Ленинградского госуниверситета. Защитил
кандидатскую диссертацию.
Около 25 лет посвятил научно-педагогической деятельности, занимался проблемами
психологии труда, психофизиологии, психологии управления в институтах Ленинграда
и Киева.
Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Нынешний период деятельности связан с практической психологией и изучением феномена
Сахаджа Йоги.
Являлся участником многих конференций, посвященных про-блемам психологии, медицины,
саморазвития, нравственности, раз-вития человека и общества. Автор десятков
публикаций, выполнен-ных по результатам исследований в этих областях.
Характерное для нынешнего периода развития человечества растущее его влия-ние
на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия
обитания человека, в свою очередь, влияют и на него самого, ускоряя его эво-люцию.
Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, сущест-венно
влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражает-ся
в возникшем противоречии между быстро изменяющимися условиями существова-ния
и свойствами самого человека. Многими специалистами утверждается, что чело-век,
как представитель биологического вида подошел в своем развитии к заключитель-ному
этапу - вымиранию. Старый биологический вид погибает, но в его недрах зарож-дается
и формируется новый. Отмечается, что в настоящее время наблюдаются призна-ки
формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к из-меняющимся
условиям среды. Это проявляется в таких явлениях, как акселерация, всё более
часто встречающиеся случаи сенситивных возможностей, повышение интеллек-та,
воздействие на собственный организм и организм других людей с целью лечения,
придания ему более совершенных функций и т. д. Подобные проявления особенно
вы-ражены у лиц, практикующих различные методы самореализации, приемы йоги.
Приобретение человеком новых качеств и свойств и дальнейшее развитие суще-ствующих
приводит к очень серьёзным переменам и событиям, чреватым тяжелыми потерями.
Формирование нового биологического вида приведет к возникновению принципиально
новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И всё это неизбежно
отразится на самом человеке.
Таким образом, речь идет о зарождении новой цивилизации и это уже происхо-дит
с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценить происходя-щее
и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых обще-ственных
структур проходило с наименьшими потерями.
Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого
будущего важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является
воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного
потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от челове-ка разумного
к человеку духовному. Особый смысл в связи с этим приобретает обра-щение к практикам
и духовным школам, позволяющим обеспечивать этот переход.
В последние десятилетия широкую известность приобретает сахаджа йога, де-монстрируя
её преобразующее влияние на человека и окружающий его мир. Возрож-денная Шри
Нирмалой Шриваставой, она позволяет теперь массо-во изменять все ас-пекты жизнедеятельности
людей на всех уровнях, благодаря самореализации, дости-гаемой посредством пробуждения
Кундалини.
С получением самореализации у сахаджа йога начинает работать внут-ренняя трансформация
- устраняется дисбаланс, являющийся причиной всех проблем, на сме-ну ему приходит
равновесие. Вибрационное осознание, способ-ствуя получению балан-са в тонком
теле, нормализует состояние чакр, улучшает физическое и умственное здо-ровье,
включает в работу нормы психосоциально-го поведения, устраняет старые нега-тивные
привычки и способствует, в конеч-ном итоге, формированию идеальной модели поведения.
Эффект положительного влияния сахаджа йоги на физические и духов-но-нравственные
аспекты человека доказан практикой, а также научными ис-следованиями во многих
странах. Уникальность этого метода подтверждена и в Украине, где он быстро находит
своих многочисленных сторонников.
В течение ряда лет нами с помощью специальных социально-психологических процедур
изучалось влияние сахаджа йоги на жизнедеятель-ность человека в ее психо-логических,
физиологических и социальных проявле-ниях. Контингент обследованных составили
лица, практикующие ее в течение полугода и более. Обследовано около од-ной тысячи
человек, представляющих разные города Украины. Рассмотрим основные эффекты влияния
сахаджа йоги на человека.
/. Изменения в личностной сфере. Исследованию были подвергнуты изменения в личности,
проявляю-щиеся в ряде отрицательных и положительных аспектов.
Установлено снижение интенсивности проявления практически всех отрица-тельных
черт. Наиболее существенно подавляются ревность, агрессив-ность, бранная речь.
Существенно снижается обидчивость, зависть, чрезмерное планирование. Почти в
два раза сокращается количество лиц, у которых на-блюдается чувство вины, привя-занность
к людям, животным, материальным благам, нетерпимость, критиканство, замкнутость,
скупость.
У сахаджа йогов значительно развиваются многие положительные ка-чества, такие
как чувство безопасности, уверенность, наслаждение текущим моментом, любовь
ко всему, жизнерадостность и др. Наиболее выраженными чертами сахаджа йогов
ста-новятся удовлетворённость жизнью, способность прощать, простота в общении,
доб-рожелательность и правдивость.
2. Изменения в поведении. Исследовались особенности, которые оказывают вредное
влияние на психосоматическое состояние, здоровье в целом. В связи с этим мы
обратились к картине выраженности у обследованных пагубных привычек. Показано,
что в сахаджа йоге существенно подавляются такие порочные увлечения, как потреб-ление
алкоголя, наркотиков, крепкого кофе, пристрастие к лекарствам, курение, сексу-альные
отклонения. Регулярно медитирующие сахаджа йоги пол-ностью избавляются от потребления
алкоголя, курения и сексуальных отклонений.
3. Изменения в здоровье. У лиц, практикующих сахаджа йогу, сокращается почти
в три раза чис-ло обращающихся в поликлинику. Наблюдается снижение подвер-женности
простудным и вирусным заболеваниям - количество лиц, часто отмечающих у себя
эти явления, снижается в 13 раз. Две трети обследованных зафиксировали у себя
полное или частичное избавление от хронических заболеваний. Значи-тельное улучше-ние
состояния здоровья отмечается уже в первые месяцы занятий.
4. Изменения в самочувствии. В сахаджа йоге существенно меняются астено-невротические
проявле-ния. Снижается выраженность таких симптомов, как разочаро-вание, тоска,
пес-симизм, подавленность, нарушение сна, чувство страха, жалость к се-бе, головные
боли, беспокойство. У основной массы сокращается, более чем на час, продолжительность
сна, у лиц же с нарушением сна она увеличивается.
Каждый четвертый сахаджа йог чувствует себя моложе, а каждый второй во-обще
не ощущает свой возраст.
5. Управление стрессом. Сахаджа йога может служить эффективным методом профилактики
и лечения последствий стресса. Так, установлено, что сахаджа йоги вос-принима-ют
условия своей профессиональной деятельности как оказывающие на них значительно
меньшее давление, менее напряженные, по сравнению с людьми, ведущи-ми традиционный
образ жизни. То, что последователи сахаджа йоги воспринимают ус-ловия своей
работы как менее стрессогенные, подтверждается и тем, что они более удовлетворены
как самой работой, так и её организацией, менее ориентированны на конкурентную
борьбу. У них ниже значения показа-телей рабочего локуса контроля, что свидетельствует
о более выраженном внутреннем контроле. Сахаджа йоги эффек-тивнее купируют стрессовые
состоя-ния и это находит свое выражение в том, что пси-хологические нагрузки
у них положительно связаны с их здоровьем.
6. Достижения в жизни. В результате занятий сахаджа йогой происходит ряд изменений
в жиз-ни, проявляющихся в явлениях общего порядка. Почти три четверти опрошен-ных
фиксируют положительные изменения в их деятельности (учебной, про-фессиональной),
более половины - улучшение материального положения, две трети - положительные
изменения в их семьях.
В сахаджа йоге развивается целый ряд различных творческих способ-ностей (в науке,
искусстве, литературе), улучшаются взаимоотношения с людь-ми, отмечается обострение
интуиции, развитие внимания, памяти, проница-тельности, способность ди-агностировать
и лечить других. По сравнению с кон-трольной группой сахаджа йоги отличаются
более высокими оценками их жиз-недеятельности по таким обобщенным показателям
как психологическое бла-гополучие и качество жизни.
С целью научного подтверждения представлений о механизмах, лежа-щих в ос-нове
саморегуляции образа жизни сахаджа йогов, был выполнен фак-торный анализ ха-рактеристик
их жизнедеятельности. Использовался метод ие-рархического анализа ко-соугольных
факторов. Кроме группировки характери-стик в виде собственно факторов, определялись
еще и связи между последни-ми. В результате были получены факторные модели адаптации
к жизни для са-хаджа йогов и лиц, ведущих традиционный образ жизни (контрольная
группа).
Ведущими факторами, предопределяющими выбор адекватной страте-гии пове-дения
для сахаджа йогов явились фактор "баланс-уравновешенность", оэеспечиваю-щий
наиболее эффективное управляющее воздействие на процессы саморегуляции, и фактор
"опыт-мудрость", выполняющий системообразующую функцию, что вырази-лось
в максимальном количестве его связей с другими факторами. Оба фактора обеспе-чивают
устойчивость человека по отношению к негативному влиянию окружающей среды, а
также эффективное взаимодейст-вие с ней.
В факторной модели лиц, ведущих традиционный образ жизни, отсут-ствует фактор
" баланс-уравновешенность", а фактор "опыт", представлен
при-знаками хроно-логического порядка (стаж работы, возраст), тогда как у сахаджа
йогов он трансформи-руется в мудрость. Для несахаджей центральными факто-рами
являются "психосомати-ческое здоровье" и "психологические нагрузки",
которые, в отличие от сахаджей, свя-заны между собой отрицательно.
Таким образом, приведенные результаты ещё раз подкрепляют извест-ное в са-хаджа
йоге положение о том, что положительные изменения в ней про-исходят благо-даря
самореализации, позволяющей достигать состояние "пребывания в центре"
(ба-ланс-уравновешенность) и получать вибрационное опознание, управляющее физиче-скими,
ментальными, эмоциональными, со-циальными и духовными аспектами жизне-деятельности.
Установленные эффекты преобразующего влияния сахаджа йоги на человека, с одной
стороны, и практичность, доступность, универсальность её, с другой, служат основанием
для рекомендации этой уникальной йоги в целях преобразования не только отдельного
человека, но и человечества в целом. Можно утверждать, что духовная система
позволит человеку совершить эволюционный прыжок и с наименьшими поте-рями перейти
к человеку нового вида, человеку духовному.